Дальневосточный региональный Центр поддержки международных инициатив |
ПУТЬ К УСПЕХУ |
Система образования в США
Дошкольное образование - это образовательные программы для детей трех-пяти лет, напоминающие привычные нам детские сады. Существуют частные учреждения дошкольного образования, а также финансируемые штатами и федеральным правительством США. Дошкольное образование не является обязательным в США. Среднее (школьное) образование дети получают в школах трех уровней: в начальной (elementary school) - с 0 по 5 класс, средней (middle school) с 6 по 8 классы и высшей (high school) – с 9 по 12 классы. Деление американской общеобразовательной школы на три ступени не является условным. Речь идет об абсолютно разных школах, каждая из которых находится в отдельном здании, имеет свой собственный преподавательский состав, свою администрацию и функционирует в качестве самостоятельной единицы в системе образования того или иного административного округа. Состав класса, и закрепляемый за классом учитель меняются ежегодно. Переформирование классов производится с целью уравнивания по половому и расовому составу, по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Учителя строго специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го — только детей 5-го, и т. д. Классные руководители старших классов могут быть учителями-предметниками. В США нет единой федеральной программы школьного обучения. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть студенту, уточняются преподавателями школ, вопросы учебного плана и набора предметов, школьного календаря (даты начала и конца учебного года, четвертей, каникул и т. д.) решаются Советами по образованию на уровне штатов и административных округов. Советы по образованию также контролируют соблюдение данных ими рекомендаций и качество преподавания. Основная форма контроля знаний студентов - тестирование. Ежегодно тестированию подлежат студенты всех типов школ, начиная с 3-го класса и вплоть до окончания. По результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее Совета по образованию. Эти результаты являются основными показателями при проведении конкурсов на лучшую школу штата и страны, что в конечном итоге определяет объемы финансирования той или иной школы на последующие годы. Результаты тестов старшеклассников, учитываются при их поступлении в колледжи и университеты. Зачисление в колледж осуществляется по среднему баллу оценок по основным предметам и по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test). Тест состоит из двух частей: теста на интеллектуальные способности (оценка логического и математического мышления, запаса слов и умения их использовать) и тестов по конкретным предметам. В дополнение к тесту студент пишет эссе об одном из самых ярких событий в его жизни (оценка уровня владения языком, способности представить самого себя, свое видение мира и собственной роли в нем, свои цели, намерения и стремления). Решение о зачислении выпускник школы может принять за несколько месяцев до окончания школы – отправив свои результаты и получив письма об отказе или приеме в колледж. Очень часто приходит несколько писем о приеме из разных вузов, и выпускник вправе выбирать, отдавая предпочтение тому или иному колледжу. Колледжи заинтересованы в том, чтобы получить наиболее лучших и успешных в учебе студентов, признанных лучшими в своем классе или определенной группе. Еще одна характерная особенность приемной активности колледжей состоит в том, чтобы заполучить как можно больше спортивно одаренных студентов. Университетский спорт в США почти профессиональный. Все крупные колледжи и университеты имеют свои спортивные команды, которые участвуют в национальных состязаниях, защищая честь не только университета, но и штата, а часто и целого региона. К тому же активные занятия спортом являются одним из критериев оценки вузов в их национальных рейтингах. Поэтому университеты заинтересованы в получении студентов-атлетов, т. е. тех, кто будет успешен на спортивных площадках. Тренеры университетских сборных проводят недели и месяцы, посещая школы, следя за спортивными соревнованиями старшеклассников, рекрутируя спортсменов-выпускников в свои сборные, а значит, и в те колледжи и университеты, где они базируются. Поэтому отнюдь не лишен смысла совет, который часто дают американским школьникам: хочешь учиться в хорошем колледже, стремись быть успешным в учебе или спорте. Высшее образование. Колледжи или университеты бывают частные и государственные. Учебные заведения разрабатывают программы образования, устанавливают перечень специальностей, утверждают обязательный набор курсов, необходимый для получения степени. Программы курсов, учебные планы разрабатываются преподавателями. Преподаватель также самостоятельно выбирает учебники, определяет форму и содержание тестов и экзаменов, а также систему оценки знаний. Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая — мастера (магистра), и третья — докторской степени - Philosophia Doctore (PhD). Обучение на степень бакалавра считается базовым высшим образованием и, как правило, длится четыре года. В курс программы бакалавриата входит примерно 30 учебных дисциплин, каждая из которых оценивается в определенное число кредитов. Для получения степени бакалавра необходимо набрать 120 кредитов. Кредит считается «заработанным», если студент прослушал определенное количество академических часов лекций, выполнил практические и лабораторные работы, написал и сдал самостоятельную работу (реферат, доклад, эссе и т. д.). В первые два года изучаются базовые дисциплины, обязательных для всех, на двух последних студенты имеют возможность выбирать для себя интересующие их курсы из достаточно пространного перечня. Помимо определенного числа кредитов, студент должен получить средний академический балл Graduate Point Average не ниже установленного уровня. Основная идея обучения на степень бакалавра состоит в овладении минимумом знаний для успешной работы в избранной специальности, в преодолении ограниченности школьного образования, в общекультурной и общегуманитарной подготовке студента. Обучение на двух других ступенях (на степень мастера и на PhD) не является массовым. Чтобы начать свое обучение на мастера, студент должен сдать тест GRE (Graduate Record Examinations). В зависимости от результатов, а также среднего балла оценок, полученных в процессе обучения на бакалавра, приемная комиссия принимает решение о приеме назначении стипендии. Абсолютное большинство студентов, обучающихся на мастера или PhD, имеют стипендии, которые покрывают стоимость обучения и расходы на проживание. В большинстве случаев эти стипендии оплачиваются за счет научных грантов тех профессоров, которые берут студентов для выполнения конкретных научных проектов или из фондов университетов и факультетов. В этом случае студент, как правило, должен выполнять еще какую-то дополнительную работу: обеспечивать лабораторные занятия студентов первых курсов, проверять их домашние задания, работать определенное количество часов в неделю в библиотеке или компьютерном классе и т. п. Этот уровень обучения напоминает скорее исследовательскую работу. Цели этого этапа обучения — привить студентам навыки исследовательской работы, научить их мыслить аналитически, творчески подходить к решению научной задачи вовлекая студентов в активную исследовательскую деятельность под руководством профессора, выступающего в качестве ментора. Наряду с этим будущие магистры обязаны изучить определенное количество курсов, в основном в рамках своей специализации. Обучение на мастера длится, как правило, два года; чтобы получить докторскую степень (PhD), студент должен проучиться еще 3 года. * * * Выпускникам российской школы из-за разницы в продолжительности программ среднего образования приходится «добирать» недостающий год. Лучше всего делать это на программах Foundation, которые действуют при всех университетах, заинтересованных в привлечении на учебу иностранцев. В программу подготовки входит углубленное изучение английского языка (в американском варианте) и ряда профильных дисциплин, а также освоение академических навыков – умения слушать лекции и вести конспекты, готовить устные доклады и письменные работы, участвовать в дискуссиях на научные темы и т. д. Перед поступлением придется сдать тест TOEFL с результатом не ниже 173 баллов по СВТ тесту и 61 балла по IBT тесту и один из академических тестов ACT или SAT I. Чтобы попасть в американскую магистратуру, необходимо иметь диплом о высшем образовании и сдать ряд тестов: TOEFL (с результатом не ниже 213 баллов по СВТ тесту и 80 баллов по IBT тесту) и GRE. По отдельным специальностям существуют дополнительные испытания. Так, юристы сдают тест LSAT, медики – тест MCAT, поступающие на отделения бизнеса – тест GMAT или в некоторых случаях GRE general. Популярные учебные заведения |
SME Education Philippines Training Center (SME Education)Hainan Normal | Грант Harbin | |||||
Россия, Приморский край, |
|
|